Разумеется, я - за ларьки.
За торговые павильоны, за НЭП, за вульгарный, полезный, дешевый самострой.
И не надо мне говорить, что это азиатчина. Все ровно наоборот.
Азиатчина - это сталинское, а равно и деревенское представление о городе как об идеально чистом, огромном и абсолютно пустом пространстве, где по широченным проспектам вдоль высоких домов катят открытые автомобили.
Вот это азиатчина.
А настоящий город-город - в Нью-Йорке были? - это толкотня, базар-вокзал и сто тысяч сосисок, копеечных зонтиков, китайских приправ и поддельных часов с овощами и фруктами, которые смотрят на вас с каждого угла, из каждой лавчонки и с каждого уличного прилавка.
Но это все эстетика.
А есть и практика.
Либералы сочиняют, что лютая ненависть собянинщины к мелкому бизнесу - это, помимо страсти к "красоте", - какой-то жест подавления независимых и несогласных, чуть ли не генетический коммунизм. О нет.
Ненависть к мелкому бизнесу - это прежде всего свойство крупного бизнеса.
Чиновники любят большие прибыли, вокруг них цветут монополии, сети и корпорации. Все должно быть масштабным и дорогим, тогда и в карман положат больше.
А люди у нас - бедные.
Люди у нас - очень бедные.
После двух лет кризиса они становятся еще намного беднее.
И я же вижу, как стоят у меня на районе пенсионеры в очереди к продуктовому ларьку - потому что не могут себе позволить супермаркет "Алые Паруса".
А в ларьке дешевле. Поэтому чиновник должен его уничтожить.
Обратите внимание, кстати, что самый уродливый, самый кошмарный самострой в Москве - сооружение в начале Рождественского бульвара - никто и не думал сносить.
Потому что оно - явно попало в какую-то интересную схему с участием больших денег.
А где большие деньги - там можно внезапно и уродство потерпеть.
А вот против маленьких денег надо идти войной.
То есть против нас с вами.
И последнее.
Вспомните, как люди смогли пережить обвал 1989-1995 года.
Тогда было плохо. И, главное, плохо было долго.
Но - выброшенные из человеческой жизни на улицу экономикой менатепов и гайдаров советские люди могли хотя бы крутиться так, как могли.
Там что-то продал, там что-то купил. Интеллигенция, кстати, прямо на тротуарах книжками торговала, сочинениями Сергея Довлатова - расходились они бойко как пирожки.
А теперь что?
А теперь, когда экономика уменьшается и деньги кончаются, - мелкий бизнес прижат.
Тут не торгуй, там нельзя, здесь сто разрешений получи. То есть государство беднеет, а жизнь вне государства почти закрыта.
Так что нет тут ничего хорошего, граждане.
Бедному человеку - нужен ларек.
Следующая статья: [ Дэвид Боуи и Игги Поп в Москве, 1976 год ]